Методическая копилка

Организация контрольно-оценочной деятельности и выявления динамики продвижения учащихся в освоении учебной программы

Организация контрольно-оценочной деятельности и выявления динамики продвижения учащихся в освоении учебной программы

       В целях регулирования контрольно-оценочной деятельности педагогических работников, осуществления единых подходов при организации проверки и оценки учебных достижений учащихся в начале нынешнего учебного года были изданы НОРМЫ оценки результатов учебной деятельности учащихся общеобразовательных учреждений по учебным предметам в новой редакции.       Учебный процесс это деятельность трехсторонняя. Ее участниками являются: учащиеся, учителя и родители. Каждый участник заинтересован в достижении учебных результатов, и в том, чтобы эти результаты были оценены объективно, чтобы были исключены случаи субъективных и ошибочных суждений, чтобы отметки отражали действительную успеваемость учащихся.

      Любая оценка, которую учащийся считает справедливой, неважно, положительная она или отрицательная, сказывается на мотивах, становится стимулом их деятельности и поведения в будущем.       Прежде всего уточним понятия: «Оценка» и «Отметка» т.к. от понимания сути того или иного термина зависит, что каждый из нас вкладывает в его понимание.        В педагогике под проверкой и оценкой знаний учащихся понимают выявление и сравнение на том или ином этапе обучения результатов учебной деятельности учащихся с требованиями программы.      Оценка — это мнение о ценности, уровне или качестве чего — либо;      Отметка — это установленное государственными стандартами обозначение степени знаний ученика.      Согласно нормативному документу: Оценка — развернутая словесная характеристика результатов, прилежания, стремления, усилий и творчества учащегося. Оценить — значит определить степень, уровень, качество выполнения учащимися задач, поставленными перед ними в процессе обучения. Когда учитель оценивает учащегося, он высказывает, прежде всего, свое личное мнение о конкретной работе конкретного учащегося. Отметка — это результат процесса оценивания, его условно-формальное (знаковое), количественное выражение оценки учебных достижений учащихся в цифрах и баллах.        Когда учитель ставит отметку, на первый план выдвигается общегосударственный стандарт качества знаний. При этом зачастую за выставленной отметкой не проявляется сам процесс получения знаний. Отметка выводится из оценки, а потому оценка должна предшествовать отметке. В практике учителей наблюдается обратная картина: учителя в начале ставят учащимся отметки и лишь затем комментируют их. Более того, комментарий часто носит краткий, свернутый характер. Обычно учителями используются следующие формы оценки: -многочисленные «малые формы оценки» в ходе занятий, находящие свое выражение в мимике, жестах, модуляции голоса, обращении к ученику, в кратких одобрениях, критических замечаниях учителя; — краткие замечания, в которых учитель высказывает в устной или письменной форме (в домашних работах, письменных заданиях, сочинениях, на рисунках или в школьном дневнике) свои суждения по поводу успеваемости и дисциплины данного ученика; Смысл комментирования отметок заключается во-первых, в указании на наиболее типичные ошибки в учебной работе ученика, во-вторых, в стимулировании интереса к учению, открытии перспектив перед ним, в-третьих, в обеспечении согласия учащегося с выставляемой ему отметкой. Эффективность отметки возрастает, если ученик внутренне согласен с ней. Контроль — процедура проверки и оценки учебных достижений учащихся, направленная на установление степени соответствия реально достигнутых результатов учебной деятельности каждым учащимся планируемым результатам обучения в предметно-деятельностной форме, определённых образовательными стандартами и учебными программами; ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О КОНТРОЛЕ?

  • Вид контроля
  • Цель
  • Сроки проведения
  • Как провести?
  • Что должно проверяться?

Различают следующие основные виды контроля: текущий, периодический (промежуточный) и итоговый. Текущий контроль — подразделяется на поурочный и тематический, значимость которого определяется спецификой учебного предмета. Периодический контроль — проверка степени усвоения учащимися учебного материала за длительный период времени. Итоговый контроль — производится накануне перевода учащихся в следующий класс или на следующую степень обучения. ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О КОНТРОЛЕ ЕЩЕ?

  • что должно проверяться
  • кто должен опрашиваться
  • какой ожидается эффект от проведения проверки
  • какие выводы можно будет сделать на основе результатов проверки

Остановимся подробнее на вопросе: Что оценивать во время проведения поурочного 1.Уровень учебных достижений учащихся по отдельным элементам темы:

  • распознавание,
  • воспроизведение учебного материала,
  • владение и оперирование им в знакомой и незнакомой ситуациях

 

  • полноту
  • осознанность
  • системность
  • прочность
  • мобильность знаний
  • степень познавательной самостоятельности учащихся в выполнении учебных задачи
  • процесс учебной деятельности учащихся
  • познавательные и общеучебные умения
  • использование рациональных способов выполнения заданий
  • проявление интереса к учению
  • стремление к достижению поставленной цели
  • индивидуальные и личностные качества
  • предыдущие достижения
  • и тематического контроля учебные достижения учащихся в логической системе, соответствующей структуре учебной темы (тем). Основные виды контроля осуществляются в устной, письменной, практической формах и в их сочетании. Методы контроля— это способы, с помощью которых определяется можно получить наиболее объективную информацию о качестве образовательного процесса и результатах учебной деятельности учащихся. К ним относятся: индивидуальный, групповой и фронтальный опрос с использованием контрольных вопросов и заданий, содержащихся в учебниках, учебных, учебно-методических пособиях и дидактических материалах, собеседования, дидактические тесты, диктанты, изложения, сочинения, самостоятельные и контрольные работы, наблюдения, лабораторные и практические работы, лабораторные опыты, экспериментальные исследования, рефераты и другие методы и средства контроля. ЦЕЛИ КОНТРОЛЯ — определение качества усвоения учащимися учебного материала — уровня овладения знаниями, умениями и навыками предусмотренных программой — обнаружение достижений и успехов учащихся — указание путей совершенствования, углубления знаний, умений — создание условий для включения школьников в активную деятельность — обучение школьников приемам взаимоконтроля и самоконтроля, формированием потребности в самоконтроле и взаимоконтроле — воспитание у учащихся таких качеств личности, как ответственность за выполненную работу, проявление инициативы. 10-балльная система оценки результатов учебной деятельности учащихся многофункциональна. Сколько функций имеет данная система? (5 функций)

 ПАМЯТКА УЧИТЕЛЮ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ

  1. Проверка знаний должна вестись в соответствии с программой, ее рубрикой «Требования к знаниям и умением учащихся». Программа определяет максимум и минимум знаний. В ней указаны объекты проверки, тот учебный материал, который должен быть усвоен школьниками. 2. Алгоритм организации проверки — Учитель отбирает материал для проверки в соответствии с программой, разрабатывает систему вопросов и заданий, подбирает необходимые пособия и средства обучения, заблаговременно планирует, знания и умения каких учащихся будут проверены, определяет методы и формы проверки. 3. Объективная и систематическая оценка стимулирует работу учащихся, развитие их познавательных интересов, содействует регулярному выполнению работ. 4. При учете знаний любой труд школьника должен быть оценен. Проверку знаний необходимо проводить постоянно, по всем темам программы, охватывая при этом значительное число учащихся или весь класс в целом. 5. Оценки выставляются за: — устные ответы при индивидуальной проверке, за выполнение практической работы, при фронтальной устной проверке за совокупность ответов,  за исправления, дополнения ответов другими учащимися, »за ответы в процессе беседы при изучении и закреплении нового материала. 6. Что проверять?  Устанавливается, весь ли программный материал усвоен, всеми ли указанными в программе практическими умениями и навыками владеет.  Проверяется объем, качество знаний, прочность, систематичность, глубина и действенность знаний, оценивается форма их выражения. »При выполнении письменных работ проверяется не только качество ответа, но и грамотность написания 7. Учитель обязан объявлять отметку отвечающему и всему классу, указывать, почему поставлена та или иная отметка. 8. Отметка обязательно комментируется. При оценке учитель должен кратко отметить, в чем положительные и отрицательные стороны ответа, указать, на что надо обратить внимание 9. Учитель обязан заранее объяснять критерии оценивания, чтобы ученики знали, при каких условиях ставится та или иная отметка. 10. При анализе ответа учитель определяет:  все ли изложил ученик,  сколько ошибок было, какие это были ошибки,  какие были сделаны неточности,  правильно ли понят учебный материал,  знает ли ученик определение понятий, умеет ли объяснять связи и зависимости,  дословно пересказывает материал или переосмыслил его, умеет ли выделять главное,  оперировать знаниями, применять их для объяснения новых фактов, событий,  логично, последовательно излагать материал.  насколько связно, кратко и уверенно учащийся излагает материал,  нуждается ли ученик в наводящих вопросах, подсказках.  умеет ли выполнять действия, сознавать систему действий, устно перечислять порядок действий, практически пользоваться им 11. Выставление отметок в дневник — обязанность учителя. 12. Недопустимо снижение оценки и выставление неудовлетворительной оценки с целью наказания учащегося за нарушение дисциплины, забытые учебники, тетради, спортивную форму 13. Проверка имеет обучающее значение. Знания не только воспроизводятся и повторяются, но и закрепляются, систематизируются, совершенствуются и углубляются. 14. Обучающие, контрольные, диагностические задания должны прежде всего учить ребят думать, анализировать, применять теоретические знания на практике, а не просто воспроизводить материал. 15. Проверка имеет обучающее значение — обучение школьников приемам взаимоконтроля и самоконтроля, формированием потребности в самоконтроле и взаимоконтроле 16. Систематически проводите количественный и качественный анализ контрольных и обучающих работ 17. Помните, что грамотно организованная (систематическая) обратная связь даст вам возможность понять, какие знания и в каком объёме усвоены, работали ли ученики самостоятельно над усвоением материала, готовы ли они к восприятию нового материала. 18. Проверяйте рабочие тетради, обращайте внимание на культуру письменной речи, на качество выполненной работы на уроке, дома. Соотносите отметку за задание в рабочей тетради с регламентируемым Методическими рекомендациями по формированию культуры устной и письменной речи объёмом работы. 19. Прогнозируйте свою контрольно-оценочную деятельность на уроке. 20. Не забывайте о стимулирующей функции 10-балльной системы, старайтесь отметить нестандартные способы решения, положительные достижения ребят. 21. Продумывайте формы опроса заранее, в зависимости от уровня подготовленности учеников в классе. 22. Важно поурочное оценивание! Непроверенные или непродуманные задания во время урока приводят к плохо выполненным контрольным работам, приводит к необективным отметкам за четверть, год. 23. При подготовке к уроку учителю необходимо тщательно продумать дидактическое обеспечение: дифференцированные задания всех 5-ти уровней, предупреждение типичных ошибок, коррекционные задания по итогам предыдущей «обратной связи». 24. Ваши ученики «выиграют», если контрольная работа по теме будет составлена Вами к первому уроку по теме: совместная работа будет адресной, бьющей в цель. Значит, ученики с высокой мотивацией справятся с ней лучше. 25. Ожидание опроса и сам опрос — ситуация повышенной тревожности для учеников. Не усугубляйте её необдуманными замечаниями, неуместными шутками. 26. Чётко поставьте вопрос, сформулируйте задание. Ребятам что-то может быть непонятным в Ваших заданиях, прокомментируйте их. Недопустимо это только во время контрольных работ. 27. Учите ребят быть воспитанными слушателями, признавать право человека на ошибку. Отвечающий ждёт от Вас понимания и поддержки. 28. Ребятам нужно время на обдумывание дополнительных вопросов. Последние могут даже привести отвечающих в замешательство. 29. Деятельность учащихся, не занятых при опросе, должна быть продумана (запись в тетрадь кратких выводов по заготовленным шаблонам, решение опережающего задания и т.п.), иначе это потерянное время для класса.

 

 Виды, формы и методы контроля по иностранному языку

      В вопросах организации контрольно-оценочной деятельности учителя иностранного языка накоплен большой опыт. Но, по-прежнему, актуальность вопроса оценочной деятельности учителя и учащихся на уроке в условиях изучения предмета на повышенном уровне важна, по-прежнему эти вопросы остаются педагогическими проблемами.

И это понятно, ведь именно в процессе проверки выявляются достижения школьников и пробелы в их учебной подготовке, закрепляются, уточняются и систематизируются знания и умения, приобретенные учащимися на предыдущих уроках, а на основе полученной информации корректируется процесс изучения нового материала. Важным условием повышения эффективности образовательного процесса является систематическое получение учителем объективной информации о ходе учебно-познавательной деятельности учащихся.

Предметом контроля и оценки на уроке иностранного языка должны быть виды речевой деятельности (говорение, чтение, восприятие и понимание речи на слух, письмо/письменная речь) и составляющие коммуникативной компетенции (речевая, языковая, социокультурная, компенсаторная, учебно-познавательная). Учитывая, что учебное время на уроке используется преимущественно для развития и совершенствования навыков и умений устной речи, при выполнении большого количества письменных заданий с целью контроля нарушается коммуникативный характер урока, ухудшается качество решения основных учебных задач. При проверке результатов учебных достижений учащихся учитель должен отдавать предпочтение устным формам контроля.

Каждый участник заинтересован в достижении учебных результатов, и в том, чтобы эти результаты были оценены объективно, чтобы были исключены случаи субъективных и ошибочных суждений, чтобы отметки отражали действительную успеваемость учащихся. Сегодня учащиеся и их родители ждут от учителя прежде всего, чтобы он понимал их и их проблемы и вместе с тем был строг, последователен и справедлив.  Любая оценка, которую учащийся считает справедливой, неважно, положительная она или отрицательная, сказывается на мотивах, становится стимулом их деятельности и поведения в будущем.     От того, как осуществляются проверка и оценка знаний учащихся, во многом зависит формирование интереса к предмету, а также таких важнейших качеств, как самостоятельность, инициативность, трудолюбие. Контроль в педагогическом процессе рассматривается как процедура оценочной деятельности, включающая в себя действия с использованием разнообразных педагогических мер и методов измерений по получению информации о ходе и результатах обучения.

Виды контроля знаний учащихся.

Методика контроля как целостная система состоит из разных (по функциям, формам и т.п.) структурных компонентов. К числу таких структурных компонентов относятся виды контроля, его методы и приемы, формы и организация.     Предварительный контроль проводится в начале учебного года, четверти или перед началом изучения новой темы.

Функциональное назначение предварительного контроля - изучить уровень готовности учащихся к восприятию нового материала, установить, в какой мере сформированы у учащихся навыки для полноценного восприятия нового учебного материала. На основе данных предварительного (диагностического) контроля учитель организует повторение, конструирует изучение нового материала.

Текущий контроль (ТК)– наиболее оперативная проверка результатов обучения. ТК подразделяется на поурочный и тематический, значимость которого определяется спецификой учебного предмета «Иностранный язык». Его основная цель - анализ процесса формирования знаний и умений учащихся. Это дает возможность своевременно отреагировать на недостатки, принять необходимые меры к устранению. ТК особенно важен для учителя как средство своевременной корректировки своей деятельности, внесения изменений в планирование последующего обучения и предупреждения не усвоения материала. В период ТК ребёнок имеет право на ошибку, на совместный с учителем анализ его учебной деятельности. Это определяет педагогическую нецелесообразность поспешности в применении цифровой оценки – отметки, наказывающей за любую ошибку, и усиление значения оценки в виде аналитических суждений, объясняющих возможные пути исправления ошибок. Такой подход поддерживает ситуацию успеха и формирует правильное отношение ученика к контролю.

ТК проводится по завершении изучения темы. Функция ТК - систематизировать и обобщить материал путем повторения и проверки знаний, закрепить его как базовый навык, необходимый для изучения последующего материала.

Специфика ТК:

- ученику предоставляется дополнительное время для подготовки и обеспечивается возможность исправить полученную ранее отметку;

- при выставлении окончательной отметки учитель не ориентируется на средний балл, а учитывает лишь итоговые отметки по сдаваемой теме, которые "отменяют" предыдущие, более низкие, что делает контроль более объективным;

- возможность получения более высокой оценки своих знаний. Уточнение и углубление знаний становится мотивированным действием ученика, отражает его желание и интерес к учению.

пробелы в знаниях темы, учитель вновь проверит, усвоил ли ее ученик.

      Итоговый контроль производится как оценка результатов обучения за определенный, достаточно большой промежуток учебного времени - четверть, полугодие, год.

Самоконтроль, как разновидность контроля, вместе с самооценкой осуществляется учащимися постоянно в процессе обучения. Необходимо, чтобы в ходе каждой проверки учащийся не только узнал, чему он научился, в чём ошибся, что недостаточно прочно усвоил, но и осознал справедливость оценки, поставленной учителем, понимая, как можно самостоятельно оценивать свои знания. Для этого необходимо знакомить учащихся с критериями оценки, постепенно развивать умения содержательно оценивать свои знания. Четкая формулировка требований к знаниям и критериев их оценки воспитывает сознательное отношение школьников к учению, способствует осознанию и правильной оценке учащимися уровня своей учебной подготовки.

       Методы, приёмы и формы организации контроля знаний учащихся.

      Методы контроля - это способы, с помощью которых определяется можно получить наиболее объективную информацию о качестве образовательного процесса и результатах учебной деятельности учащихся. К ним относятся: наблюдение, устный контроль, индивидуальный, групповой и фронтальный опрос с использованием контрольных вопросов и заданий, содержащихся в учебниках, учебных, учебно-методических пособиях и дидактических материалах, собеседования, дидактические тесты, диктанты, сочинения, наблюдения, рефераты и другие методы и средства контроля.

Наблюдение, то есть систематическое получение данных о знаниях и развитии обучаемого, осуществляется учителем в процессе ежедневной работы. Этот метод дает определенные сведения об уровне знаний учеников, об их умении организовать свою учебную деятельность. Целесообразно проводя наблюдение учитывать индивидуальные особенности учащихся, связанные с их темпераментом, возрастом, полом, интересом к учебе, отношением к собственным успехам. Результаты наблюдений учитываются учителем при работе и общей оценке ученика. Самым большим недостатком данного метода является большая доля субъективизма и интуиции.

Устный опрос как диалог учителя с одним учащимся или со всем классом (ответы с места) проводится в основном на первых этапах обучения, когда требуются систематизация и уточнение знаний , проверка того, что усвоено на этом этапе обучения, что требует дополнительного учебного времени или других способов учебной работы. Для учебного диалога очень важна продуманная система вопросов, которые проверяют не только (и не столько) способность учеников запомнить и воспроизвести информацию, но и осознанность усвоения, способность рассуждать, высказывать свое мнение на иностранном языке, аргументированно строить ответ, активно участвовать в общей беседе. Монологическая форма устного ответа не является распространенной. Это связано с тем, что предлагаемый для воспроизведения учащимися материал, как правило, небольшой по объему и легко запоминаем, поэтому целесообразно для монологических ответов учащихся у доски выбирать доступные проблемные вопросы, требующие от школьника творчества, самостоятельности, сообразительности, а не повторения выученного дома текста статьи учебника.

Письменный опрос заключается в проведении различных самостоятельных тестовых работ. Тестовая работа - небольшая по времени (15 минут) – письменная проверка знаний и умений школьников по небольшой теме (усвоение лексики, употребление видо-временных форм). Если самостоятельная работа проводится на начальном этапе становления умения и навыка, то она не оценивается отметкой. Вместо нее учитель дает аргументированный анализ работы учащихся, который он проводит совместно с учениками. Если умение находится на стадии закрепления, автоматизации, то самостоятельная работа может оцениваться отметкой.

Устный опрос может проводиться фронтально, либо оценивается работа учащихся в небольших группах и/или индивидуально. Цель такого контроля определяется индивидуальными особенностями, темпом продвижения учащихся в усвоении знаний. Так, например, индивидуальную работу может получить ученик, который пропустил много учебных дней, не усвоил какой-то раздел программы, работающий в замедленном или ускоренном темпе. Иногда целесообразно использовать индивидуальные работы робких учеников, чувствующих дискомфорт при ответе у доски. В этом случае хорошо выполненная работа становится основанием для открытой поддержки школьника, воспитания уверенности в собственных силах.

Предлагается проводить и динамичные тестовые самостоятельные  работы, рассчитанные на непродолжительное время (5 минут). Это способ проверки знаний и умений по отдельным вопросам, который позволяет перманентно контролировать и корректировать ход усвоения учебного материала и правильность выбора методики обучения школьников. Для таких работ учитель использует индивидуальные карточки, обучающие тексты, тестовые задания.

ЦЕЛИ КОНТРОЛЯ: — определение качества усвоения учащимися учебного материала — уровня овладения знаниями, умениями и навыками предусмотренных программой — обнаружение достижений и успехов учащихся — указание путей совершенствования, углубления знаний, умений — создание условий для включения школьников в активную деятельность — обучение школьников приемам взаимоконтроля и самоконтроля, формированием потребности в самоконтроле и взаимоконтроле ФУНКЦИИ КОНТРОЛЯ:

Образовательная функция

Сущность: Использование разнообразных форм, методов и средств контроля результатов обучения, которые содействуют продвижению учащихся к достижению более высоких уровней усвоения учебного материала; заключается в ориентации учителя на активизацию мышления, познавательную деятельность, мотивационную и волевую сферу учащихся Реализация:

·         осуществление оперативной обратной связи;

·         самооценка, саморегуляция собственной деятельности учащихся, взаимооценка, взаимоконтроль;

·         цель урока, отражает дифференцированный подход к обучению (в основе — «Типология разноуровневых заданий в соответствии с требованиями 10б системы).

·         выделение типичных ошибок

·         комментирование отметок (по «Нормам…»),

·         использование различных форм контроля.

·         создание ситуаций для повышения мотивации учения

·         наличие»эталона», к которому должны стремиться ученики.

Контролирующая функция

Сущность: Объективное определение уровня усвоения учебного материала в процессе контроля и аттестации учащихся Реализация:

·         Качественная проверка(соответствие требованиям программы, уровню) выполненных во время урока заданий

·         Качественное ведение рабочих тетрадей, проверка домашних заданий (соответствие отметки нормам оценивания).

·         Систематичность контроля, своевременность обработки информации и доведения её до сведения обучаемых, использование данных для построения урока.

·         Грамотное составление и содержаниеразноуровневых заданий.

·         Использование различных видов контроля;

·         Включение учащихся в оценочную деятельность;

·         Аттестация учащихся.

Диагностическая функция

Сущность: Анализ, оперативное регулирование и коррекция образовательного процесса и учебной деятельности Реализация:

·         Подведение итогов урока и перспектива(выходной тест-самопроверка-д. з.-проверка учителем-следующ.урок)

·         Ранжирование вопросов, заданий, дидактических тестов, других методов и средств оценивания по уровням учебной деятельности;

·         Анализ учебных достижений каждого ученика с целью дальнейшей коррекции его учебной деятельности.

Стимулирующая функция

Сущность: установление динамики достижений учащихся в усвоении знаний, характера познавательной деятельности, развития индивидуальных качеств личности на всех этапах учебной деятельности. Контроль должен стимулировать желание ребенка заниматься данным предметом. Реализация:

·         объяснение критериев оценки;

·         разумные требования;

·         принцип открытых перспектив (можно исправить свою отметку);

·         вселение успеха (при контроле движение от простого к сложному);

·         частота контроля (чем чаще контроль, тем эффективнее управление);

·         оценка (вербальная) положительных достижений коллектива вообще и отдельных учащихся индивидуально, заключается в феномене положительного оценивания «вложенного труда»

Социальная функция

Сущность: дифференцированный подход к осуществлению проверки и оценки результатов учебной деятельности учащихся , учёт их индивидуальных возможностей и потребностей. Предполагает, что способствует достижению определенного уровня образования в соответствии с образовательными стандартами и социальным заказом общества и государства. Реализация:

·         оценивание достижений обучающихся, а не их недостатков;

·         дифференцированный и индивидуальный подход к оценке процесса и результатов учебной деятельной ученика;

·         объективная оценка учебных достижений учащихся

·         реализация возможных мер подхода к слабоуспевающим;

·         работа с одарёнными и способными учащимися.

·         создание положительного эмоционального фона оценочной ситуации независимо от оценивания ученика;

·         укрепление статуса ученика в образовательном пространстве и социуме.

свернуть

Задания непрерывной олимпиады по учебному предмету "Французский язык" для учащихся 5-х классов (Чугай О.А.)

Методологические основы визуализации учебной информции

Визуализация учебной информации(кликабельно)

Проблема развития учебных способностей школьников всегда являлась одной из наиболее актуальных. Известно, что темп человеческого развития замедляется с годами, и упущения в раннем возрасте невосполнимы на последующих этапах возрастного становления. И чем полнее будут реализованы потенциальные возможности школьника, тем больших успехов личность сможет добиться в жизни.

Одной из эффективных технологий активизации обучения является метод визуализации учебной информации, образовательное значение которого достаточно велико и отвечает современным требованиям. Что же такое визуализация?

Образовательный процесс строится на передаче информации, поэтому и роль наглядного представления информации в обучении велика. Принцип наглядности является одним из ведущих в педагогике. Использование таблиц, схем, рисунков способствует быстрому запоминанию и осмыслению изучаемого материала. С учетом современных технических возможностей идея визуализации информации в процессе обучения приобретает новые черты.

Визуализация - (в широком понимании) ‒ это процесс представления данных в виде изображения с целью максимального удобства их понимания.

Технологии визуализации учебного материала основываются на значимости визуального восприятия для человека, ведущей роли образного восприятия в процессах познания и осознания все более необходимой подготовки человека и его сознания к условиям визуализирующегося мира и увеличения информационной нагрузки.

Технология визуализации учебной информации – это система, включающая в себя следующие слагаемые:

  • комплекс учебных знаний;
  • визуальные способы их представления;
  • визуально-технические средства передачи информации;
  • набор психологических приемов использования и развития визуального мышления в процессе обучения.

Технология визуализации учебного материала перекликается с педагогической концепцией визуальной грамотности, которая возникла в конце ХХ в. в США. Эта концепция основывается на положениях о значимости визуального восприятия для человека в процессе познания мира и своего места в нем, ведущей роли образа в процессах восприятия и понимания, необходимости подготовки сознания человека к деятельности в условиях все более «визуализирующего» мира и увеличения информационной нагрузки.

Методологический фундамент рассматриваемой технологии составляет принцип системного квантования и принцип когнитивной визуализации.

Системное квантование вытекает из специфики функционирования мыслительной деятельности человека, которая выражается различными знаковыми системами:

  • языковыми;
  • символическими;
  • графическими.

Всевозможные типы моделей представления знаний в сжатом виде соответствуют свойству человека мыслить образами. Изучение, усвоение, обдумывание текста – это как раз и есть составление схем в уме, кодировка материала. При необходимости человек может восстановить, «развернуть» весь текст.

Принцип системного квантования предполагает учет следующих закономерностей:

  • учебный материал большого объема запоминается с трудом;
  • учебный материал, расположенный компактно в определенной системе, лучше воспринимается;
  • выделение в учебном материале смысловых опорных пунктов способствует эффективному запоминанию.
  • помочь опредмечиванию словесного сообщения или предъявить сообщение, которое ребенок должен будет воплотить в форму рассказа или ответа на поставленные вопросы;
  • проконтролировать полноту и характер усвоения переданной учителем информации;
  • способствовать развитию воображения и фантазии;
  • выявить характер индивидуального восприятия и переработки учебной информации;
  • активизировать познавательный интерес;
  • сконцентрировать внимание на чем-то важном; переключить внимание на другой объект;
  • вызвать определенные ассоциации;
  • развить способности к анализу и сравнению;
  • организовать тренировку внимательности и наблюдательности;
  • сформировать способности делать выводы и логические умозаключения;
  • сформировать способности видеть и проводить аналогии, осознавать и обосновывать свою точку зрения, аргументировать свою позицию, закреплять изученный материал;
  • развить критическое мышление;
  • интегрировать новые знания;
  • связать полученную информацию в целостную картину о том или ином явлении или объекте.

Принцип когнитивной визуализации вытекает из психологических закономерностей, в соответствии с которыми эффективность усвоения повышается, если наглядность в обучении выполняет не только иллюстративную, но и когнитивную функцию, то есть используются когнитивные графические учебные элементы. В следствие чего к процессу усвоения подключается «образное» правое полушарие. В то же время «опоры» (рисунки, схемы, модели), компактно иллюстрирующие содержание, способствуют системности знаний.

В школьном образовании всегда применяли и применяют самые разные виды наглядности. Роль их в процессе обучения исключительна. Особенно в том случае, когда использование наглядных средств не сводится к простому иллюстрированию с целью сделать учебный курс более доступным и легким для усвоения, а становится органичной частью познавательной деятельности учащихся, средством формирования и развития не только наглядно-образного, но и абстрактно-логического мышления.

Функции визуализации очень разнообразны. Она может применяться с целью:

  • помочь опредмечиванию словесного сообщения или предъявить сообщение, которое ребенок должен будет воплотить в форму рассказа или ответа на поставленные вопросы;
  • проконтролировать полноту и характер усвоения переданной учителем информации;
  • способствовать развитию воображения и фантазии;
  • выявить характер индивидуального восприятия и переработки учебной информации;
  • активизировать познавательный интерес;
  • сконцентрировать внимание на чем-то важном; переключить внимание на другой объект;
  • вызвать определенные ассоциации;
  • развить способности к анализу и сравнению;
  • организовать тренировку внимательности и наблюдательности;
  • сформировать способности делать выводы и логические умозаключения;
  • сформировать способности видеть и проводить аналогии, осознавать и обосновывать свою точку зрения, аргументировать свою позицию, закреплять изученный материал;
  • развить критическое мышление;
  • интегрировать новые знания;
  • связать полученную информацию в целостную картину о том или ином явлении или объекте.

В образовательном процессе сложилось несколько техник визуализации учебной информации.

  1. Таймлайн (от англ. timeline – букв. «линия времени») – это временная шкала, прямой отрезок, на который в хронологической последовательности наносятся события. Линии или ленты времени используются при работе с биографиями или творчеством писателя, а также для формирования у учащихся системного взгляда на исторические процессы. Другая сфера использования таймлайнов — управление проектами. Таймлайны в проектной деятельности помогают участникам видеть этапы реализации проекта, сроки его окончания.
  2. Интеллект-карта (ментальная карта, диаграмма связей, карта мыслей, ассоциативная карта, mind map) — это графический способ представить идеи, концепции, информацию в виде карты, состоящей из ключевых и вторичных тем. То есть, это инструмент для структурирования идей, планирования своего времени, запоминания больших объемов информации, проведения мозговых штурмов.
  3. Скрайбинг (от английского «scribe» – набрасывать эскизы или рисунки) – это способ визуализации информации при помощи графических символов, просто и понятно отображающих ее содержание и внутренние связи. Техника скрайбинга была изобретена британским художником Эндрю Парком. Выступление в технике скрайбинга – это прежде всего искусство сопровождения произносимой речи «на лету» рисунками фломастером на белой доске (или листе бумаги). Как правило, иллюстрируются ключевые моменты рассказа и взаимосвязи между ними. Создание ярких образов вызывает у слушателя визуальные ассоциации с произносимой речью, что обеспечивает высокий процент усвоения информации.
  4. Инфографика – это графический способ подачи информации, данных и знаний. Основными принципами инфографики являются содержательность, смысл, легкость восприятия и аллегоричность. Для создания инфографики могут использоваться таблицы, диаграммы, графические элементы и т.д.
свернуть

"Учимся управляя"

Для начинающих руководителей учреждений общего среднего образования Центрального района г. Минска.
развернуть

Заседание 1

 Тема:"Проект как средство повышения качества образовательного процесса"     


 

свернуть
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПРИЕМОВ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ 5–6 КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ»
  • Предмет: История
  • Автор: Косякова Дарья Олеговна
  • СкачатьДокумент Microsoft Word (4,31 MБ)
Учитель истории Дарья Олеговна Косякова прошла стажировку в рамках международного семинара в Образовательной школе мемориального комплекса «Яд Вашем» в Иерусалиме (Израиль)
  • Предмет: история
  • Автор: Косякова Дарья Олеговна
  • СкачатьMicrosoft Word (2,62 Мб)
Грамоты
  • Предмет: Русский язык и литература
  • Автор: Свитковская Диана Анатольевна
  • СкачатьФайл Microsoft Word (1,69 Мб)
Грамоты
  • Автор: Ласица Елена Васильевна
  • СкачатьДокумент Microsoft Word (367 Кб)
поделиться в: