О проведении экзамена по истории Беларуси

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по организации и проведению обязательного выпускного экзамена по учебному предмету “История Беларуси” по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования

  1. Общие положения

Цель обязательного выпускного экзамена по учебному предмету “История Беларуси” по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования– оценка уровня усвоения выпускниками содержания учебного предмета в соответствии с требованиями учебной программы.

 На выпускном экзамене будет проверяться усвоение учащимися содержания учебного предмета «История Беларуси» за период обучения на ІІ и III ступенях общего среднего образования (с древнейших времен до наших дней).

 На экзамене оценивается:

знание теоретического учебного материала и умение работать с ним (объяснение исторических понятий и теоретических выводов с помощью фактов; соотнесение исторических событий с процессом; объяснение причинно-следственных связей между фактами);

знание фактологического учебного материала и умение работать с ним (сравнение исторических событий; обобщение исторических фактов и формулирование на этой основе выводов; характеристика деятельности исторических личностей и творчества деятелей культуры);

хронологические знания и умения (определение хронологических рамок исторических событий, процессов, определение их последовательности, синхронности, выделение в них этапов и периодов);

картографические знания и умения (определение местоположения различных объектов на исторической карте; использование исторической карты как источника информации; характеристика геополитического положения страны);

знание исторических документов и умение работать с документальными материалами (поиск исторической информации в документальных материалах, анализ содержания документа; характеристика позиции автора исторического первоисточника);

знание различных точек зрения на одни и те же исторические события, процессы, деятельность их участников и умение соотносить оценки (сравнение их аргументации, выявление в них общего и различного; определение и обоснование собственного мнения).

 

  1. Содержание экзамена

 Экзамен по учебному предмету “История Беларуси” будет проводиться по билетам, утвержденным Министерством образования Республики Беларусь. Каждый билет включает три вопроса.

 По первому и второму вопросу учащиеся представляют устный развернутый ответ. Третий вопрос направлен на выявление уровня сформированности у выпускников следующих умений:

 синхронизации событий, процессов истории Беларуси и всемирной истории с определением общего и различного;

 соотнесения исторических событий с общественно-историческим процессом;

 сравнения исторических событий по предложенным (базовый уровень) или самостоятельно определенным критериям (повышенный уровень);

 объяснения причинно-следственных связей между историческими событиями, явлениями, процессами;

 раскрытия содержания исторических терминов;

 анализа содержания исторического документа;

 анализа статистических данных;

 характеристики деятельности исторической личности;

 характеристики творчества деятеля науки (культуры);

 характеристики социально-экономического (геополитического) положения Беларуси с опорой на историческую карту;

 характеристики исторической тематики в произведениях белорусской литературы и искусства.

 Содержание третьего вопроса разрабатывается учителем и утверждается руководителем учреждения образования не позднее чем за две недели до начала выпускных экзаменов.

 При подготовке заданий для третьего вопроса экзаменационных билетов рекомендуется подбирать источники информации, которые не содержат развернутой характеристики изучаемых событий. Такими источниками информации могут быть документальные материалы (выдержки из хрестоматий, свидетельства и воспоминания об исторических событиях); статистические материалы (представленные в таблицах или текстах данные социально-экономического развития); учебные настенные карты по истории, имеющие гриф Министерства образования Республики Беларусь.

 

 На выпускном экзамене по истории Беларуси учащиеся могут пользоваться репродукциями произведений искусства и следующими учебными настенными картами, утвержденными Министерством образования Республики Беларусь:

  1. Каменны век на тэрыторыі Беларусі (100 – 35 тыс. гадоў назад – канец 3-га тысячагоддзя да н. э.)
  2. Бронзавы век на тэрыторыі Беларусі (пачатак II тыс. да н. э. – VIII ст. да н. э.)
  3. Жалезны век на тэрыторыі Беларусі (VII ст. да н. э. – V ст. н. э.)
  4. Балцкае і славянскае насельніцтва ва Ўсходняй Еўропе ў V-IX ст.
  5. Беларускія землі ў IX – першай палове XIII ст.
  6. Утварэнне Вялікага Княства Літоўскага (каля 1245 – 1316 гг.)
  7. Вялікае Княства Літоўскае (XIV – XV стст.)
  8. Вялікае Княства Літоўскае ў канцы XV – першай палове XVI ст. (да Люблінскай уніі)
  9. Беларускія землі ў складзе Вялікага Княства Літоўскага ў XVI ст.
  10. Беларускія землі ў другой палове XVI ст. Утварэнне Рэчы Паспалітай.
  11. Рэч Паспалітая ў канцы XVI – сярэдзіне XVIII ст.
  12. Казацка-сялянская вайна (1648 – 1651 гг.). Вайна Расіі і Рэчы Паспалітай (1654 – 1667 гг.)
  13. Беларускія землі ў сярэдзіне XVII – XVIII ст.
  14. Беларускія землі ў канцы XVIII ст.
  15. Беларускія землі ў складзе Расійскай імперыі ў першай палове XIX ст.
  16. Беларусь у перыяд Першай сусветнай вайны
  17. Лютаўская і Кастрычніцкая рэвалюцыі на тэрыторыі Беларусі.
  18. Барацьба супраць ваеннай інтэрвенцыі на тэрыторыі Беларусі (1918-1921 гг.).
  19. Беларусь у 1919 – 1939 гг. Фарміраванне тэрыторыі рэспублікі.
  20. Беларусь у пачатку Другой сусветнай вайны (01.09.1939–21.06.1941 гг.).
  21. Акупацыйны рэжым на тэрыторыі Беларусі (1941–1944 гг.).
  22. Партызанская і падпольная барацьба на акупіраванай тэрыторыі Беларусі (1941 – 1944 гг.)
  23. Вызваленне Беларусі ад нямецка–фашысцкіх захопнікаў (верасень 1943 г. – жнівень 1944 г.).
  24. Аднаўленне народнай гаспадаркі БССР у першае пасляваеннае дзесяцігоддзе
  25. БССР у 1955–1991 гг
  26. Беларусь у 90–х гг. XX – пачатку XXI ст.
  27. Первая мировая война
  28. Россия в 1917 г. Февральская и Октябрьская революция
  29. Гражданская война и иностранная интервенция в Советской России (1917 – 1922 гг.)
  30. СССР в 20 – 30-е годы XX в.
  31. Вторая мировая война (01.09.1939 г. – 02. 09.1945 г.)

 При необходимости на выпускном экзамене можно использовать и другие учебные настенные карты по учебному предмету “Всемирная история”.