Методическая копилка

Задания непрерывной олимпиады по учебному предмету "Французский язык" для учащихся 5-х классов (Чугай О.А.)

Тема работы методических формирований учителей

В 2022/2023 учебном году единая тема работы методических формирований учителей «Совершенствование профессиональной компетентности педагогов по формированию личностной, метапредметной и предметной компетенций учащихся».

В течение учебного года на заседаниях методических объединений гимназии будут рассмотрены теоретические аспекты формирования личностных, метапредметных и предметных компетенций учащихся, вопросы методики преподавания учебных предметов в контексте рассматриваемой темы с учетом эффективного педагогического опыта учителей:

информационная культура и медиакомпетентность учителя как средство формирования компетенций учащихся;

профессиональная компетентность учителя как основа для развития нравственной, интеллектуальной, эмоциональной, эстетической сферы личности учащегося;

формирование у учащихся системы нравственных ценностей, социально одобряемого поведения, способов продуктивной коммуникации через содержание учебных материалов по предмету;

функциональные возможности учебно-методического комплекса по учебному предмету как средство формирования личностных, метапредметных и предметных компетенций учащихся;

компетентно-ориентированные задания на учебных занятиях как средство формирования метапредметных компетенций учащихся, развития их функциональной грамотности;

развитие навыков самостоятельной работы учащихся в процессе проектной деятельности;

визуализация учебной информации как эффективное средство формирования метапредметных и предметных компетенций учащихся;

использование современных образовательных технологий и методик, основанных на диалоге и сотрудничестве, как средство развития личностных и метапредметных компетенций учащихся (интерактивные технологии, игровая технология, технология организации групповой работы, проектная деятельность, педагогические мастерские и др.);

проектирование учебного занятия с использованием современных методов и средств обучения, различных форм организации учебного взаимодействия, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

             

свернуть

Методологические основы визуализации учебной информции

Визуализация учебной информации(кликабельно)

Проблема развития учебных способностей школьников всегда являлась одной из наиболее актуальных. Известно, что темп человеческого развития замедляется с годами, и упущения в раннем возрасте невосполнимы на последующих этапах возрастного становления. И чем полнее будут реализованы потенциальные возможности школьника, тем больших успехов личность сможет добиться в жизни.

Одной из эффективных технологий активизации обучения является метод визуализации учебной информации, образовательное значение которого достаточно велико и отвечает современным требованиям. Что же такое визуализация?

Образовательный процесс строится на передаче информации, поэтому и роль наглядного представления информации в обучении велика. Принцип наглядности является одним из ведущих в педагогике. Использование таблиц, схем, рисунков способствует быстрому запоминанию и осмыслению изучаемого материала. С учетом современных технических возможностей идея визуализации информации в процессе обучения приобретает новые черты.

Визуализация - (в широком понимании) ‒ это процесс представления данных в виде изображения с целью максимального удобства их понимания.

Технологии визуализации учебного материала основываются на значимости визуального восприятия для человека, ведущей роли образного восприятия в процессах познания и осознания все более необходимой подготовки человека и его сознания к условиям визуализирующегося мира и увеличения информационной нагрузки.

Технология визуализации учебной информации – это система, включающая в себя следующие слагаемые:

  • комплекс учебных знаний;
  • визуальные способы их представления;
  • визуально-технические средства передачи информации;
  • набор психологических приемов использования и развития визуального мышления в процессе обучения.

Технология визуализации учебного материала перекликается с педагогической концепцией визуальной грамотности, которая возникла в конце ХХ в. в США. Эта концепция основывается на положениях о значимости визуального восприятия для человека в процессе познания мира и своего места в нем, ведущей роли образа в процессах восприятия и понимания, необходимости подготовки сознания человека к деятельности в условиях все более «визуализирующего» мира и увеличения информационной нагрузки.

Методологический фундамент рассматриваемой технологии составляет принцип системного квантования и принцип когнитивной визуализации.

Системное квантование вытекает из специфики функционирования мыслительной деятельности человека, которая выражается различными знаковыми системами:

  • языковыми;
  • символическими;
  • графическими.

Всевозможные типы моделей представления знаний в сжатом виде соответствуют свойству человека мыслить образами. Изучение, усвоение, обдумывание текста – это как раз и есть составление схем в уме, кодировка материала. При необходимости человек может восстановить, «развернуть» весь текст.

Принцип системного квантования предполагает учет следующих закономерностей:

  • учебный материал большого объема запоминается с трудом;
  • учебный материал, расположенный компактно в определенной системе, лучше воспринимается;
  • выделение в учебном материале смысловых опорных пунктов способствует эффективному запоминанию.
  • помочь опредмечиванию словесного сообщения или предъявить сообщение, которое ребенок должен будет воплотить в форму рассказа или ответа на поставленные вопросы;
  • проконтролировать полноту и характер усвоения переданной учителем информации;
  • способствовать развитию воображения и фантазии;
  • выявить характер индивидуального восприятия и переработки учебной информации;
  • активизировать познавательный интерес;
  • сконцентрировать внимание на чем-то важном; переключить внимание на другой объект;
  • вызвать определенные ассоциации;
  • развить способности к анализу и сравнению;
  • организовать тренировку внимательности и наблюдательности;
  • сформировать способности делать выводы и логические умозаключения;
  • сформировать способности видеть и проводить аналогии, осознавать и обосновывать свою точку зрения, аргументировать свою позицию, закреплять изученный материал;
  • развить критическое мышление;
  • интегрировать новые знания;
  • связать полученную информацию в целостную картину о том или ином явлении или объекте.

Принцип когнитивной визуализации вытекает из психологических закономерностей, в соответствии с которыми эффективность усвоения повышается, если наглядность в обучении выполняет не только иллюстративную, но и когнитивную функцию, то есть используются когнитивные графические учебные элементы. В следствие чего к процессу усвоения подключается «образное» правое полушарие. В то же время «опоры» (рисунки, схемы, модели), компактно иллюстрирующие содержание, способствуют системности знаний.

В школьном образовании всегда применяли и применяют самые разные виды наглядности. Роль их в процессе обучения исключительна. Особенно в том случае, когда использование наглядных средств не сводится к простому иллюстрированию с целью сделать учебный курс более доступным и легким для усвоения, а становится органичной частью познавательной деятельности учащихся, средством формирования и развития не только наглядно-образного, но и абстрактно-логического мышления.

Функции визуализации очень разнообразны. Она может применяться с целью:

  • помочь опредмечиванию словесного сообщения или предъявить сообщение, которое ребенок должен будет воплотить в форму рассказа или ответа на поставленные вопросы;
  • проконтролировать полноту и характер усвоения переданной учителем информации;
  • способствовать развитию воображения и фантазии;
  • выявить характер индивидуального восприятия и переработки учебной информации;
  • активизировать познавательный интерес;
  • сконцентрировать внимание на чем-то важном; переключить внимание на другой объект;
  • вызвать определенные ассоциации;
  • развить способности к анализу и сравнению;
  • организовать тренировку внимательности и наблюдательности;
  • сформировать способности делать выводы и логические умозаключения;
  • сформировать способности видеть и проводить аналогии, осознавать и обосновывать свою точку зрения, аргументировать свою позицию, закреплять изученный материал;
  • развить критическое мышление;
  • интегрировать новые знания;
  • связать полученную информацию в целостную картину о том или ином явлении или объекте.

В образовательном процессе сложилось несколько техник визуализации учебной информации.

  1. Таймлайн (от англ. timeline – букв. «линия времени») – это временная шкала, прямой отрезок, на который в хронологической последовательности наносятся события. Линии или ленты времени используются при работе с биографиями или творчеством писателя, а также для формирования у учащихся системного взгляда на исторические процессы. Другая сфера использования таймлайнов — управление проектами. Таймлайны в проектной деятельности помогают участникам видеть этапы реализации проекта, сроки его окончания.
  2. Интеллект-карта (ментальная карта, диаграмма связей, карта мыслей, ассоциативная карта, mind map) — это графический способ представить идеи, концепции, информацию в виде карты, состоящей из ключевых и вторичных тем. То есть, это инструмент для структурирования идей, планирования своего времени, запоминания больших объемов информации, проведения мозговых штурмов.
  3. Скрайбинг (от английского «scribe» – набрасывать эскизы или рисунки) – это способ визуализации информации при помощи графических символов, просто и понятно отображающих ее содержание и внутренние связи. Техника скрайбинга была изобретена британским художником Эндрю Парком. Выступление в технике скрайбинга – это прежде всего искусство сопровождения произносимой речи «на лету» рисунками фломастером на белой доске (или листе бумаги). Как правило, иллюстрируются ключевые моменты рассказа и взаимосвязи между ними. Создание ярких образов вызывает у слушателя визуальные ассоциации с произносимой речью, что обеспечивает высокий процент усвоения информации.
  4. Инфографика – это графический способ подачи информации, данных и знаний. Основными принципами инфографики являются содержательность, смысл, легкость восприятия и аллегоричность. Для создания инфографики могут использоваться таблицы, диаграммы, графические элементы и т.д.
свернуть

"Учимся управляя"

Для начинающих руководителей учреждений общего среднего образования Центрального района г. Минска.
развернуть

Заседание 1

 Тема:"Проект как средство повышения качества образовательного процесса"     


 

свернуть

Материалы четвертого заседания  межрайонного  МО учителей французского языка

Управление по образованию администрации Центрального района г. Минска

Управление координации методической работы

 

ПЛАН

проведения заседания межрайонного методического объединения

учителей французского языка учреждений общего среднего образования Центрального и Фрунзенского районов г. Минска

 

Тема: Анализ работы межрайонного методического объединения: проблемы, перспективы, образовательный запрос учителей французского языка для планирования работы на 2020/2021 учебный год.

 

Цель – создание условий для методического сопровождения системного развития профессиональной компетентности учителей французского языка, обеспечивающей достижение качественного образования.

 

Задачи:

  •  проанализировать деятельность районного методического объединения учителей французского языка;
  •  диагностировать уровень удовлетворенности педагогов деятельностью районного методического объединения;
  •  выявить профессиональные затруднения, испытываемые педагогами;
  • определить пути развития профессиональных компетенций учителей французского языка.

 

Дата проведения: 13.05.2020, начало в 15.30

Форма проведения: дистанционная, творческий отчет

Участники: учителя французского языка учреждений общего среднего образования Центрального и Фрунзенского районов г. Минска.

 

ХОД ЗАСЕДАНИЯ:

1. Регистрация участников межрайонного методического объединения учителей французского языка.

2. Анкетирование педагогов.

Анкета                                    Результаты анкетирования

3. Анализ работы межрайонного методического объединения: проблемы и перспективы.

Анализ работы

4. Подведение итогов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абдулгалимов Г.Л. Модель готовности современного учителя к профессиональной деятельности. //Стандарты и мониторинг в образовании. №5.2009

2. Глинский, А. А. Методические формирования в современной школе: практические советы для руководителей учреждений общего среднего образования, руководителей методических объединений, Школы молодого учителя, методистов районных (городских) учебно-методических кабинетов / А. А. Глинский, В. Л.

Маевская, А. С. Сечко; под ред. А. А. Глинского. – 2-е изд., испр. – Минск: Зорны Верасок, 2018. – 108 с

3. Диагностика успешности учителя: Сборник методических материалов для директоров и заместителей директоров учебных заведений, руководителей школ. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2001 – 160 с.

свернуть

«Формирование личности учащегося через реализацию воспитывающего потенциала учебных и факультативных занятий»

01.04.2020

«Формирование личности учащегося через реализацию воспитывающего потенциала учебных и факультативных занятий»

Цель педсовета: создание условий для личностного развития учащихся через реализацию воспитательных задач учебных и факультативных занятий и совершенствование педагогического мастерства учителей гимназии.

Задачи:

- изучить педагогический опыт учителей гимназии по реализации воспитательных задач учебных и факультативных занятий;

- обменяться опытом по применению эффективных педагогических практик по реализации воспитательных задач учебных и факультативных занятий;

- выявить проблемы и затруднения педагогов в реализации воспитывающего потенциала учебных занятий в условиях современного образовательного процесса;

- определить методические и дидактические инструменты современных образовательных технологий для реализации воспитывающего потенциала учебных и факультативных занятий с целью системного использования в практике работы педагогического коллектива гимназии.

Дата проведения: 01.04.2020

 

Ход педагогического совета

1. Актуализация

«Методологические основы современного урока и формирование личности учащегося» 

2. Задания

1. Сформулируйте 5 основных (на ваш взгляд) качеств личности, необходимых выпускнику гимназии для самореализации в современных условиях.

2. Какие образовательные технологии и формы организации учебной деятельности будут способствовать формированию данных качеств?

3. Выступление Косяковой Д.О.

«Формирование положительной идентичности учащихся в ходе образовательного процесса через содержание учебных предметов «История Беларуси», «Всемирная история», «Обществоведение» подробнее...

4. Задание.

Приведите примеры активных форм организации учебной деятельности учащихся для формирования экологического мышления на учебных занятиях по вашему предмету. 

 

5. Выступление учителя биологии Савич Н.В

«Формирование экологического мышления: содержание и формы организации учебной деятельности учащихся» подробнее...

 

6. Просмотр видеосюжета «Урок литературы …» (Видеосюжет)

Самое главное на уроке – вызвать эмоциональный всплеск в душах детей, не позволять «душе лениться».

7. Выступление учителя английского языка Романчик С.В.

«Развитие эмоционального интеллекта учащихся через формирование коммуникативной компетенции на учебных и факультативных занятиях по английскому языку» подробнее...

Неотъемлемой частью школьного образования является социализация – процесс вхождения личности в общественную систему путём приспособления к социальному окружению и самоактуализации, самореализации личностью своего потенциала. Распространёнными причинами, препятствующими социализации, вызывающими конфликт между личностью и её социальным окружением, являются неумение человека общаться, неадекватность самооценки и оценки окружающих, негуманные отношения в группе. Поэтому процесс социализации школьников невозможен без формирования у них гуманности, навыков общения, оценочных умений.

8. Выступление учителя начальных классов Сизовой Е.О.

«Методические приёмы для формирования социальной компетенции у учащихся на I ступени общего среднего образования подробнее...

9. Выступление учителя Корытько О.Я.

«Духовно-нравственное воспитание на уроках белорусского языка и литературы». подробнее...

10. Выступление учителя Романовской Е.Б.

«Организационно-методические и содержательные ресурсы учебного предмета «Математика» для реализации воспитательных задач учебного занятия». подробнее...

11. Результаты анкетирования учащихся 8-11 классов. подробнее..

12. Рефлексия. (Задание 5)

Воспитывать на уроке – это ……. (сформулируйте с помощью 5 глаголов)

13.  Щуркова Н.Е. (Видеосюжет)

14. Обсуждение проекта решения. подробнее...      02.04.2020

 

свернуть

Материалы третьего заседания  межрайонного  МО учителей французского языка

27.03.2020

Материалы третьего заседания 

межрайонного  методического объединения

учителей французского языка учреждений общего среднего образования

Центрального и Фрунзенского районов г. Минска

2019/2020 учебного года

 

Тема: Современные технологии обучения иностранному языку на базовом и повышенном уровнях изучения учебного предмета «Иностранный язык».

Цель: - обеспечить формирование образовательной среды, основанной на интенсификации образовательного процесса в области преподавания иностранных языков с использованием активных форм и методов обучения;

- обеспечить освоение педагогами дидактических возможностей средств информационных,  коммуникационных технологий и интерактивных медиатехнологий.

Дата проведения: 02.04.2020

Форма проведения: обмен опытом, мастер-класс дистанционно

 

Вопросы для обсуждения:

 

  1. Анализ учебных программ на базовом и повышенном уровнях изучения иностранного языка. Основные требования к результатам учебной деятельности учащихся на базовом и повышенном уровнях изучения иностранного языка. подробнее...

 Салущев В.А.,  ГУО «Гимназия №34 г. Минска»

 

  1. Современные эффективные технологии обучения. подробнее...

Сазанович А.Е., ГУО «СШ № 157 г. Минска имени А.С. Бурдейного»

 

  1. Постановка коммуникативных задач и их решение с помощью современных образовательных технологий (из собственного опыта, примеры фрагментов уроков) подробнее...

Заяц Л.Е., ГОУ «СШ №179 г. Минска»     

 

 

Рекомендуемая литература :

1.Запрудский , Н. И. Современные школьные технологии – 2 / Н. И. Запрудский. – 2 –е изд. - Минск : Сэр.Вит, 2010. – 256 с 2.Селевко, Г.К. Альтернативные педагогические технологии / Г.К. Селевко // Энциклопедия образовательных технологий. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 224 с. 3.Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. / Г. К. Селевко. – М. : НИИ школьных технологий, 2006. – Т.1. – 816 с. 4.Дударенкова, Е. А. Многомерная дидактическая технология как средство формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся // «Адукацыя і выхаванне». 2018. № 1

  1. Аниськович, Н.Р. Особенности использования технологии творческих мастерских и кейс-технологии в целях подготовки обучающихся к межкультурной коммуникации / Н.Р.Аниськович // Замежныя мовы. – 2013. – № 3. – С. 20–25.
  2. Бабинская, П.К. Коммуникативно ориентированное обучение иностранному языку / П.К.Бабинская // Замежныя мовы ў Рэспубліцы Беларусь. – 2010. – № 4. – С. 3–7.
  3. Голубева, В.С. Информационные и коммуникативные технологии как средство обеспечения компетентностного подхода к обучению иностранному языку: мультимедийный электронный словарь / В.С.Голубева // Замежныя мовы ў Рэспубліцы Беларусь.– 2010. – № 1. – С. 14–23.

 

Информационные источники:

  1. http://www.adu.by / Образовательный процесс. 2019/2020 учебный год / Учебные предметы I–IV, V–XI классы.
  2. http://www.adu.by/ Педагогам / Современные средства обучения и ИКТ в образовании / Звуковые приложения к учебным пособиям; Тексты для восприятия и понимания речи на слух к учебным пособиям.
  3. www.edu.gov.by / Система образования / Общее среднее образование / Совершенствование организации образовательного процесса по иностранным языкам.

 

 

 

 

свернуть
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПРИЕМОВ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ 5–6 КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ»
  • Предмет: История
  • Автор: Косякова Дарья Олеговна
  • СкачатьДокумент Microsoft Word (4,31 MБ)
Учитель истории Дарья Олеговна Косякова прошла стажировку в рамках международного семинара в Образовательной школе мемориального комплекса «Яд Вашем» в Иерусалиме (Израиль)
  • Предмет: история
  • Автор: Косякова Дарья Олеговна
  • СкачатьMicrosoft Word (2,62 Мб)
Грамоты
  • Предмет: Русский язык и литература
  • Автор: Свитковская Диана Анатольевна
  • СкачатьФайл Microsoft Word (1,69 Мб)
Грамоты
  • Автор: Ласица Елена Васильевна
  • СкачатьДокумент Microsoft Word (367 Кб)
Особенности рыб как водных позвоночных
  • Предмет: Биология
  • Автор: Пушкин
  • Скачатьpdf (10 Мб)