Готовимся к экзаменационному диктанту

ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАЦИОННОМУ ДИКТАНТУ

Письменный экзамен по русскому языку в IX классе проводится по открытым текстам для диктантов, помещенным в «Сборнике экзаменационных материалов по русскому языку для учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования, с белорусским и русским языками обучения (уровень общего базового образования)».

Диктант является традиционным и распространенным средством комплексной проверки знаний, умений и навыков по русскому языку в качестве выпускного экзамена.

Как подготовиться к написанию экзаменационного диктанта?

  • Для этого надо повторить правила русской орфографии и пунктуации. Назовем наиболее значимые из них.

 

Орфографические нормы

Пунктуационные нормы

Правописание гласных в корне (проверяемых и чередующихся)

Знаки препинания в предложениях с однородными членами

Правописание согласных в корне

Обособление сравнительных оборотов

Правописание приставок, суффиксов, окончаний

Знаки препинания в предложениях с обособленными и уточняющими членами

Особенности употребления на письме Ъ и Ь

Знаки препинания в сложном предложении

Правописание Н/НН в разных частях речи

Вводные и вставные конструкции

Правописание НЕ и НИ с разными частями речи

Знаки препинания в предложениях с прямой речью

Правописание наречий

Тире между подлежащим и сказуемым

 

Порядок работы над диктантом

  • Помни: текст читается несколько раз.
  • При первом чтении его лучше всего внимательно послушать. Это позволит оперативной памяти «схватить» весь текст.
  • Если ты не понял что-то в содержании текста, то задай вопрос экзаменующему учителю.
  • На доске записываются наиболее трудные слова (термины, имена собственные и т.п.), а также слова на неизученные правила (не более 3-5).
  • Затем учитель диктует со средней скоростью предложения:
  • вначале для ознакомления читает предложение полностью (определи его границы, синтаксическую структуру, обрати внимание на отдельные слова);
  • затем для написания – по связным его частям (записывая, диктуй себе по слогам, стараясь «увидеть» и объяснить себе написание слов);
  • далее следует последнее прочтение предложения целиком (проверь записанное, обрати внимание на знаки препинания).
  • По окончании диктовки следует медленное выразительное чтение всего текста с удлиненными паузами после каждого предложения, во время которых учащиеся исправляют замеченные ошибки.
  • После проверочного чтения учащиеся должны сдать работы, но на усмотрение учителя им может быть предоставлено время для дополнительной самостоятельной проверки.

Во время самопроверки прочитай каждое предложение два раза:

  • первый раз – по слогам (это поможет тебе найти орфографические ошибки, если таковые имеются); 
  • второй раз – выразительно (так ты проверишь правильность постановки знаков препинания).

 

Помни:

  • пиши красиво, аккуратно, разборчиво, особое внимание уделяя соединению букв, чтобы не возникало сомнения в слитном/раздельном написании;
  • при проверке работы два исправления на месте орфограммы (пунктограммы) считаются за ошибку, поэтому старайся избегать исправлений, но если это необходимо, то исправляй аккуратно, отчётливо, зачеркивая написанное ручкой и надписывая правильное сверху, над словом (знаком);
  • некоторые отрывки из художественных текстов сохраняют авторские знаки препинания. Поэтому при проверке работы учитывается соответствие знаков препинания правилам русской пунктуации. При наличии вариантов в постановке знаков препинания правильным считается любой из возможных, даже если он не совпадает с авторским.